80 лет системе профессионального образования Томской области

2020-й в Томской области Годом рабочих профессий.







7 февраля символическую кнопку «старта» Года рабочих профессий в регионе нажали заместители губернатора Анатолий Рожков и Людмила Огородова, директор союза «МПО работодателей Томской области» Михаил Неизвестных и начальник департамента профессионального образования Юрий Калинюк.
В рамках Года рабочих профессий состоится не менее 20 масштабных мероприятий для студентов, школьников, ветеранов и рабочей молодежи. Их главная цель — повысить престиж рабочих профессий и специальностей в молодежной среде, создать условия для качественного профессионального образования и обеспечить рынок труда специалистами, обладающими самыми современными компетенциями. «Томская область входит в тройку регионов — лидеров по трудоустройству выпускников техникумов и колледжей. Хотелось бы надеяться, что Год рабочих профессий станет прорывным в их развитии и регион сможет подтвердить высокий класс подготовки специалистов на общероссийском и международном уровне», — отметила на заседании рабочей группы зам.губернатора по научно-образовательному комплексу Людмила Огородова. Томская область получила право на проведение в 2020 году всероссийских отборочных соревнований для участия в национальном чемпионате WorldSkills по пяти компетенциям: плотницкое и столярное дело, сварочные технологии, эксплуатация грузового и речного транспорта и программные решения для бизнеса. Отборочные соревнования, в которых примут участие все регионы, пройдут в апреле, а в мае область примет участников межрегионального конкурса «Народные ремесла».
Кроме того томичи покажут свое мастерство на чемпионатах «Молодые профессионалы», «Навыки мудрых», DigitalSkills и др.
С этого года также начнется подготовка томской команды к участию в чемпионате EuroSkills, который состоится в Санкт-Петербурге в 2022 году.
Кроме конкурсов и соревнований большое внимание в Год рабочих профессий будет уделено мероприятиям с участием работодателей. Студенты смогут знакомиться с выбранными профессиями на производственных площадках и в цехах томских заводов.


2 октября 1940 принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР». Одна из основных целей Государственных трудовых резервов — планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение.
В 1940 были созданы три типа учебных заведений:
1) ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи и др.;
2) железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта;
3) школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела.
Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 учебные заведения Государственных Трудовых Резервов выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, железнодорожного транспорта.
В годы Великой Отечественной войны 1941—1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Государственных Трудовых Резервов. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий. Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса.
В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО».
В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения.
В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения.
По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе Государственных Трудовых Резервов были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.
В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию, в системе Государственных Трудовых Резервов с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа — технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал. Училища и школы Государственных Трудовых Резервов готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85% учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. Внеклассная работа включала все виды технического творчества, музыкальную и литературно-драматическую самодеятельность, работу по изобразительному искусству, занятия в различных научных кружках и др. По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы Государственных Трудовых Резервов прикреплялись к предприятиям, для которых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы двухгодичные строительные училища.
Начиная с 1959 все школы фабрично-заводского обучения, ремесленные железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и другие профессиональные учебные заведения, входившие ранее в систему Государственных Трудовых Резервов, так же, как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1—2 года. В том же году учебные заведения Государственных Трудовых Резервов были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.
На протяжении 1959-1963 годов школы ФЗО и профессионально-технические учебные заведения, созданные по системе ГТР СССР, были преобразованы в профессионально-технические училища (ПТУ), срок обучения в которых зависел от сложности специализации (от 1 до 3 лет). Иными словами, школы ФЗО и ремесленные училища, благодаря которым Советский Союз смог справиться с разрухой в послевоенные годы, были полностью ликвидированы, а на смену системе трудовых резервов пришла система профессионально-технического образования.
В 1969 году началось преобразование профтехучилищ в средне-профессиональные учебные заведения со сроком обучения от 3 до 4 лет, которые специализировались на подготовке квалифицированных рабочих со средним образованием на базе 8 классов. В последующие годы, наряду с техническими училищами, которые за 1 — 1,5 года на базе полного среднего образования давали высокую подготовку по выбранной специальности, средне-профессиональные учебные заведения стали основным типом профессиональных образовательных учреждений.
Ориентация на профессионально-технические учреждения со средним образованием предполагала поэтапный переход от подготовки узкоспециализированных рабочих к выпуску квалифицированных специалистов широкого профиля. Однако реформа образования, объявленная в 1984 году, совпала с непростым переходным периодом в политической и социально-экономической сфере. Поэтому в 80-90 годы профессиональное образование сначала пережило тяжелый кризис, а затем были начаты поиски новых форм обучения, соответствующие зарождающимся рыночным социально-экономическим отношениям.
ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
УКАЗ
от 2 октября 1940 года
О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.
В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.
В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.
В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.
2. Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи организовать в городах ремесленные училища с двухгодичным сроком обучения.
3. Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта – помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий – организовать железнодорожные училища с двухгодичным сроком обучения.
4. Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горнорудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы фабрично-заводского обучения с шестимесячным сроком обучения.
5. Установить, что обучение в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.
6. Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения правительства.
7. Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тыс. до 1 млн. человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и в возрасте 16–17 лет для обучения в школах фабрично-заводского обучения.
8. Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по два человека молодежи мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.
9. Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14–15 лет в ремесленные и железнодорожные училища и 16–17 лет – в школы фабрично-заводского обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.
10. Установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.
11. Установить, что все лица, окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно-Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно ст. 10 настоящего Указа.
Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН
Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН