История профтеха

Их, напрямую касающихся начала развития среднего специального образования в Томске, сравнительно немного. Вопрос этот, как говорили в старину, имеет «недавнюю историю».
Возникновение в Томской области профессионально — технического образования, как и в стране в целом, предшествовало длительное совершенствование профессиональных знаний и умений в процессе развития ремесел.
В 18-19 веке действовали гарнизонные школы в Томске, где обучали солдатских детей слесарному, оружейному, столярному ремеслу. Выпускники этих школ использовались, прежде всего, на соответствующих работах в Армии.
Например, навигационная школа давала элементарную грамотность и первоначальные сведения по астрономии, географии, геодезии, судовождении. За годы её существования было подготовлено 165 специалистов.
За Томским рудником была закреплена горная школа. Здесь важное место в обучении занимали практические работы по физике и минерологи. В ней занималось не более 80 детей в возрасте 7-10 лет.
Все эти школы в 80-х годах XIX века были преобразованы в начальные училища, где дополнительно изучались ремесла.
В 1880 году Петр Иванович Макушин предложил создать в Думе училищную исполнительную комиссию, которую и вёл с перерывами 15 лет.
В 1881 году появилось «Общество попечения о народном образовании». Учебная комиссия, первая подобная в Сибири, добивалась получение средств, открывала новые начальные школы, помогала бедным ученикам, ввела в обычай ежегодные весенние праздничные шествия школьников по городу. Члены комиссии находили для школ богатых попечителей и попечительниц, которые из своих средств устраивали школьные буфеты, проводили новогодние утренники. В 19 веке в Томской губернии благотворительность в основе своей имела мотивы, связанные с религиозными ценностями. Купцы, которым молва приписывала обманы, обвесы и т.п., достигнув благополучия, стремились искупить свои грехи. Это удавалось путем оказания помощи неимущим и нуждающимся ближним. Именно поэтому появилась возможность построить здания церквей, приютов, богаделен, развить попечительскую деятельность. Кроме того, дарение денег позволяло купцу надеяться на добрую людскую память о себе. Также упоминается тщеславие и соображения личной выгоды. Дальнейшее развитие сибирской жизни — развитие банковского дела, появление новых форм организации предпринимательства, таких как акционерные общества, торговые дома, товарищества, — все это предопределило вложение купеческих средств в образование.
23 ноября 1883 года на частные средства почетных граждан Королевых было открыто ремесленное училище. Училище открылось при 25 учащихся с 3- мя отделениями: слесарным, столярным и сапожным. Весь бюджет училища превышал 3750 рублей в год. Оборудование мастерских состояло из 1-го сверлильного и 2-х токарных станков. Средств не хватало. Размещалось оно в двухэтажном каменном здании на Почтамтской улице (ныне проспект Ленина) и состояло из четырех классов. Занятия делились на теоретические и практические, причем, большее количество часов учащиеся проводили в мастерских. Изучались основные ремёсла: слесарное и столярное. Слесарное отделение пользовалось повышенным спросом; здесь случались даже конкурсы при наборе слушателей. Плата за обучение не взималась, потому что в училище принимались дети преимущественно из малообеспеченных семей, которые не имели средств на приобретение книг и письменных принадлежностей. Книги, тетради, готовальни, ручки и карандаши на время учебы выдавались администрацией училища.
«Общество попечения о народном образовании» совместно с Городской Думой неоднократно ставили вопрос перед российским правительством об открытии в Томске ремесленного училища на государственные средства. И лишь 24 декабря 1894 года император Николай II подписал Указ об открытии в Томске 3-х классового ремесленного училища. По этому указу Городская Дума получила государственные казначейские средства на проектные и строительные работы, на оборудование и содержание училища.
14 сентября 1896 года состоялось открытие 1-го правительственного училища в городе Томске. Училище располагалось на улице Почтамской в трех каменных зданиях и деревянном флигеле. Одно здание было отведено под классы, другое, построенное в 1897 году специально под мастерские, а в 3-м, построенном в 1899году была расположена литейная.
В октябре 1896 года в Томске было открыто еще одно училище — трехклассное. На той же Почтамтской улице, с такими же отделениями — слесарное и столярное, но имевшее уже собственную литейную мастерскую. Училище располагалось в трех каменных зданиях и деревянном флигеле. Одно здание было отведено под классы, другое, построенное в 1897 году специально под мастерские, а в 3-м, построенном в 1899 году была расположена литейная.
Очень скоро стало ясно, что трех лет для вхождения в указанные ремёсла недостаточно, и в 1903 году училище стало четырехклассным. Следует сказать, что в это училище начали приниматься практиканты, говоря современным языком, заочники, которые занимались только в мастерских. Обучение становится платным: 15 рублей в год с ученика и 25 рублей с практиканта.
Постепенно, но с каждым годом всё шире, в этих двух томских училищах стало внедряться так называемое заказное дело. В мастерских начали выполнять слесарные, литейные и другие работы на заказ не только для Томска, но и для Барнаула, Омска, Красноярска, Ново-Николаевска и иных мест. Так, например, руками учеников были изготовлены два нефтяных двигателя, из которых один послужил для вентиляции собственной литейной мастерской, а другой продан за 800 рублей. На вырученные деньги, в том числе и от других «заказных дел», училище приобрело паровой молот, лобовой станок и английскую самоточку.
В программу училищ входили обязательные предметы: Закон Божий, русский язык, арифметика, счетоводство, геометрия, физика, технология, литейное дело, чистописание, рисование, геометрическое черчение, техническое черчение, пение; всего 73 часа в неделю. Плюс 109 часов практики в мастерских. Так достаточно плотно расписывались учебные занятия.
Интересно заметить, что такая плотность послужила началу горячему обсуждению в печати и в обществе животрепещущего и по сей день не закрытого вопроса о перегрузке учащихся.
«Ну, скажите на милость, к чему слесарю или столяру пение или чистописание?! — возмущались сторонники практических знаний. — Нельзя жертвовать глубиной за счет широты!»
«Нет, нет и нет! — не соглашались их противники. — Назрела настоятельная потребность в расширении общеобразовательных предметов. Особенно необходимо введение словесности для поднятия уровня развития и грамотности учащихся».
Споры не утихали, и на съезде начальников технических училищ в 1903 году было принято решение об открытии приготовительных классов, куда рекомендовалось перенести некоторые специальные предметы и ввести недостающие общеобразовательные — ту же словесность (литературу). На следующем съезде, в 1909 году, в программу средних технических учебных заведений были введены новые обязательные предметы: электротехника, землемерие и строительное искусство. Сторонников расширения специальных и общеобразовательных знаний становилось все больше, и вскоре это неудержимое стремление к широте составило национальную особенность всего российского образования, сильную его сторону, признанную в XX веке во всем мире.
Помимо училищ, о которых рассказано выше, заслуженной славой пользовалось Техническое железнодорожное училище по Всеволодо — Евграфовской (ныне проспект Кирова) улице, открытое в июле 1902 года. Таких училищ в Сибири было всего три: в Томске, Омске и Красноярске. Знания давались основательные, по следующим предметам: Закон Божий, арифметика, геометрия, физика, электротехника, начала общей и прикладной механики, паровая механика и паровоз, железнодорожное дело, строительное искусство, землемерие, обработка металлов и дерева, черчение (начальное), основы прикладной механики, строительного искусства, железнодорожного дела, частей паровоза. Было введено и чистописание. Всего 72 часа в неделю. Чувствовалась особенно серьезная постановка черчения: 21 урок в неделю.
С 1898 г. в 35 верстах от Томска в д. Наумовка работала 1-я низшая сельскохозяйственная школа с собственной фермой и пасекой, а близ с. Боготово лесная школа.
В Томске, главном торговом центре губернии, активно готовили кадры для коммерции. В 1901г. на средства местного купечества здесь открылось 1-ое в Сибири среднее — коммерческое училище. В 1908 г. — школа маслоделия.
В 1912г. Томское коммерческое училище было преобразовано в политехникум с коммерческим, землемерным и горным отделениями. При нем действовали торговые классы. Такие же классы содержал на свои средства общество взаимопомощи приказчиков.
Два ремесленных и одно железнодорожное училище готовили квалифицированных слесарей, токарей, квалифицированных литейщиков, машинистов паровозов, дорожных мастеров.
В 1915г. Товарищество профессоров и преподавателей открыло в Томске 1-ые в Сибири курсы для подготовки механиков, строителей, горняков и землемеров.
Наряду с рукодельной школой, выпускавшей швей и шляпниц, на нужды юродского хозяйства ориентировалась школа телеграфистов.
В первые годы Советской власти происходила ломка всех старых государственных структур. Не избежало этого и система профессионального образования.
Ноябрь 1917г-вышел декрет «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению», на которую были возложены функции руководства народным просвещением в стране. Был создан отдел профессионального образования Наркомпросса.
Июнь 1918 году вышел Декрет Совнаркома РСФСР «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и общеобразовательных учреждений и заведений всех ведомств».
Конец 1918 — начало 1920 гг. — преобразование всех низших и средних профессионально — технических учебных заведений в единую трудовую школу
Томское 4-х классное ремесленное училище было преобразовано в профтехническую школу механической направленности.
Ремесленное училище Евпраксия и Евграфа Королевых реорганизовано в районную школу рабочих подростков. Впоследствии, в 20-е годы, эти два учебных профессионально — технических училища соединились в одно.
В январе 1920 года было создано главное управление по профессионально — техническому образованию (Главпрофобр), на которое возлагалось руководство профтехобразованием в стране.
2 февраля 1921 года Коллегия Главпрофобра утвердила «Положение о заводском ученичестве металлообрабатывающей промышленности» — первый официальный документ, определивший задачи, содержание и формы профтехобразования подростков, (впервые название новой по типу школы для рабочего подростка — школы ФЗУ (фабрично — заводского ученичества) прозвучало в октябре 1920 года на 3-м Всероссийском съезде РКСМ.
Предприятия должны были обеспечивать школы ФЗУ помещениями, учебными мастерскими, оборудованием, станками, инструментами.
С середины 20-х годов судьбы двух первенцев Томска (1-го Правительственного ремесленного училища и первого машиностроительного завода Томска (завод «Машинстрой, завод «Металлист», электромеханический завод) тесно переплелись и с тех пор неразрывно связаны по настоящее время.
Ноябрьский пленум ЦК партии 1929 года принял решение о передаче школ ФЗУ в ведение наркоманов и ведомств. Произошла децентрализация складывавшейся с таким трудом системы профтехобразования.
Таковы главные предшественники средних технических учебных заведений в Томске, современных техникумов.
Были, правда, еще профессиональные школы, рангом пониже, с более коротким сроком обучения. Городская женская профессиональная школа, созданная по образцу Московской школы братьев Бахрушиных, открылась в сентябре 1905 года путем соединения двух мелких школ рукоделия (годы создания 1886 и 1890). В этой школе, размещавшейся в Гоголевском доме по Набережной Ушайки, готовили мастериц белошвейного, шляпного, башмачного дела. Обучение было платным: 1 рубль в месяц, с обедом — 3. Бедные учащиеся от платы освобождались.
Большой популярностью среди молодежи пользовалась Первая сибирская торговая школа, открытая в августе 1911 года. Курс обучения — четырехлетний. Предметы: Закон Божий, русский язык и словесность, немецкий язык, арифметика, география, история, природоведение, чистописание, рисование, геометрия, пение, физика, химия и гигиена, бухгалтерия, коммерческая арифметика и корреспонденция, коммерция, коммерческая география, товароведение и письмо на пишущей машине. В качестве необязательных предметов преподавались французский и английский языки, стенография.
Вот уж где при обсуждении проблемы перегрузки учащихся больше всего было сломано полемических копий!
«Зачем прежде всего вырабатывать общечеловека, а потом уж ремесленника, специалиста?! Какое имеет отношение к будущей практической деятельности выпускника история Вавилона, Ассирии, даже Греции, Рима и Западной Европы? Поражает отсутствие предметов, которые делали бы школу действительно сибирской, а не общечеловеческой! Ученик может не знать об Австралии, Африке, о многих европейских государствах, но он хорошо должен изучить Европейскую Россию, Сибирь, Монголию, Маньчжурию и вообще те страны, с которыми мы имеем непосредственные торговые отношения», — со всех сторон сыпались упреки на Первую сибирскую торговую школу.
Критики томского профессионального образования обращали внимание общественности и на такой, с их точки зрения, ненормальный и прискорбный факт: на второй или третий год обучения начиналось повальное бегство учеников из школ и училищ. Объяснялось это двумя вескими причинами. Первая — трудность усвоения учебных программ; начальная церковно-приходская школа, откуда приходили учащиеся, была слабой; мешала и малограмотность среди большинства молодых людей. Второй причиной была удручающая бедность населения. Едва родители замечали, что дети усвоили элементарные приемы ремесла, как торопились забрать своих учеников и поскорее обратить их в работников, своих помощников. Бороться с этим повсеместным явлением было трудно, почти невозможно. Несмотря даже на то, что ученик успевал по всем предметам, был одарен природным талантом, родители просто переставали платить, и его отчисляли.
Педагогическая общественность заговорила о вечернем обучении. Это требование было продиктовано самой жизнью, нарастающим подъемом промышленного производства, бурным развитием науки и техники конца XIX — начала XX веков, нехваткой специалистов.
Среди всех сибирских городов Томск в это время занимал первое место по развитию профессионального образования. Сюда стекались молодые люди из разных уголков Сибири и даже из европейской части России, чтобы получить не только высшее образование1, но и так необходимую в жизни и престижную профессию слесаря, механика, столяра, железнодорожника, коммерсанта.
В Томске же находился, как тогда говорили, «единственный разсадник художественного образования» — Классы рисования и живописи1. В них обучались художники и преподаватели рисования. «Классы…» мечтали и деятельно готовились преобразоваться в первую в Сибири Школу живописи и ваяния с трехлетним курсом обучения. Был готов устав и программа, в которую вошли предметы: Закон Божий, живопись, скульптура, русская история, история искусств, пластическая анатомия, перспектива, теория теней, методика рисование и чистописания. Открытие этой уникальной профессиональной школы состоялось в 1912-1913 учебном году. Но затем в историю не только томского профобразования, но в судьбу многих стран и народов вмешалось «злодейское дело»: началась I мировая война 1914-1917 годов.