История профтеха

Из истории становления профтехобразования России

Ежегодно в России 2 октября отмечают свой профессиональный праздник работники учебных заведений среднего профессионального образования.
Не на чистом месте родилась система профессионально-технического образования в России. Есть у нее своя история, свои Прометеи и Магеланы. Архивные раскопки и свидетельства летописцев подтверждают, что в древней Руси было хорошо налажено производство бытовых предметов, оружия и украшений. Значит существовали профессионалы-мастера. В конце ХVII века московский патриарх Иоаким обратился к Константинопольскому патриарху Досифею с просьбой прислать в Москву опытных учителей. Патриарх рекомендовал братьев Лихудов. В 1683г. они прибыли в Москву и организовали Славяно-греко-латинскую академию. Но создателем первой российской государственной профессиональной школы более 300 лет назад был Петр I. Наступила эпоха великих преобразований. Перед Петром стояла грандиозная задача: «прорубить окно в Европу», превратить патриархальную Русь в цивилизованное государство, построить новые города, заводы, создать современную армию и сильный флот, расширить торговлю. В экономической политике Петр I придерживался известного принципа меркантилизма, двух его главных положений:
— Каждый народ, чтобы не обеднеть должен сам производить все ему нужное, не обращаясь к помощи чужого народа.
— Каждый народ, чтобы богатеть, должен вывозить возможно более плодов своего труда за границу и ввозить, как можно меньше чужих товаров, сознавая, что Россия превосходит другие страны обилием природных богатств
В период с 1701 по 1721 годы были открыты медицинская, артиллерийская и инженерная школы в Москве, морская академия и инженерная школа в Петербурге, горные школы при Тульском оружейном, Уральских и Солонецких заводах. В это же время открывается первая ремесленная школа в Европе «навигационных и математических наук», основанная в Москве 14 января 1700 года. В этот исторический период ещё не было термина «профтехобразование», но уже существовали предпосылки для его возникновения: при Екатерине II начинают активно развиваться горнозаводские школы (самой крупной была школа в Екатеринбурге, при металлургическом заводе), в 1774 году в Петербурге открывается горное училище, а в 1767 году — первая государственная хирургическая школа.
Наибольший расцвет профтехобразования пришёлся на вторую половину XIX века после социально- экономической реформы Александра III, во времена которого была создана Постоянная комиссия по техническому и профессиональному образованию, установлена единая система разрозненных учебных заведений, которые подразделяли на три типа:
— средние технические училища, (техники- помощники);
— низшие технические училища (рабочие для определенной сферы производства);
— ремесленные училища (определенное ремесло, чаще всего связанное с бытом населения).

Одним из первых профессиональных учебных заведений в Петербурге была школа при Путиловском заводе. (1876г.) Учредил ее отставной чиновник морского ведомства, инженер и математик Николай Иванович Путилов, сыгравший большую роль в развитии тяжелой промышленности России. Он понимал, что, обучая детей, получит квалифицированных рабочих в будущем. К 1900 г. в школе обучалось уже около тысячи человек. Таким образом, кадровое и технологическое будущее завода было обеспечено паровой машины, И.Кулибин — великий механик, автор проекта лифта, прожектора, самоката, моста через Неву; К.Фролов- гидротехник, автор проекта гидравлической машины, М.Щедрин- скульптор, автор Казанского собора, Иван Алексеевич Вышнеградский — выдающийся ученый и государственный деятель России Х1Х в. Его имя стоит в одном ряду с именами С.Ю.Витте и П.А.Столыпина. Он один из основателей РТО и автор университетского Устава. В качестве директора Петербургского технологического института он был избран в Государственный совет, а через год — министром финансов Российской империи.

Продолжение следует…